20 Февраля 2009

Вы хотите пригласить фокусника на праздник? Как сделать выбор.

Советы, рекомендации, наблюдения.

Вступление

Среди артистов оригинального жанра фокусники одна из самых востребованных категорий. Только в Московском клубе фокусников (МКФ) зарегистрировано более трехсот человек, большинство из которых ведут регулярную концертную деятельность. В таком многообразии артистов достаточно сложно сориентироваться.

Конечно, можно доверить весь процесс организации концертному агентству – большинство устроителей праздников работает с проверенной командой артистов. С другой стороны, количество концертных агентств и посредников, оказывающих event-услуги, на сегодня столь высоко, что гарантировать качество их работы уже практически невозможно. Достаточно сделать запрос в любом поисковике «организация праздников», как появятся тысячи предложений.

А теперь представьте, что заказать фокусника нужно быстро, в сжатые сроки. Да еще накануне праздников, когда многие артисты уже разобраны. Что делать в этом случае? На что обращать внимание? Какой главный критерий должен быть при выборе фокусника: цена, продолжительность выступления, внешние данные, репертуар, возраст, опыт работы? Данная статья поможет разобраться в некоторых аспектах работы иллюзионистов-фокусников и избежать распространенных ошибок.

Что делать

Итак, в первую очередь необходимо определиться с форматом выступления фокусника. Принято считать, что есть три основных варианта работы иллюзионистов-фокусников: микромагия, сцена и крупные иллюзии. Эта классификация весьма условна, но все же опишем эти три варианта.

Микромагия - это фокусы с мелкими предметами, показываемые с близкого расстояния, то есть буквально в метре от зрителя. Обычно во время микромагии фокусник ходит по залу и показывает фокусы "точечно" разным небольшим группам людей, поэтому такая форма работы очень подходит во время фуршетов, встреч гостей, презентаций или перерывов на банкете. Реквизит в микромагии, как это следует из названия, не очень крупный, но самый разнообразный: карты, монеты, веревки, бумажные деньги, платки, салфетки, бокалы, поролоновые шарики, ложки, вилки и все то, что обычно есть под рукой.

В старину такая форма работы называлась "раус". Главной целью микромагии обычно является интерактивное развлечение гостей, улучшение их коммуникации, создание хорошего настроения, оригинальное привлечение зрителей к происходящему событию.

Если зрители сидят за столами, то микромагию можно показывать только при условии, что фокусник будет перемещаться от одного стола к другому без привлечения всеобщего внимания. Это очень подходит, например, для работы в ресторанах. Но на свадьбах или корпоративах так делать нельзя, поскольку другие гости будут скучать. Поэтому на больших праздниках, банкетах, свадьбах, корпоративах микромагию обычно показывают на встрече гостей или во время музыкальных пауз.

Еще одной формой работы фокусника, относящейся к микромагии, является фокусный фейс-контроль. Фокусник в костюме охранника или милиционера обыскивает гостей при входе и находит у них странные или запрещенные предметы. Иногда такой розыгрыш сопровождается эстрадным воровством (pick pocketing) и через несколько секунд охранник возвращает зрителям часы, вещи из карманов и сумок, которые были незаметно изъяты во время досмотра.

Продолжительность выступления с микромагией обычно составляет 30-60 минут, иногда и более (например, на выставках, презентациях). Если масштаб мероприятия большой (свыше 200 человек), хорошей идеей является пригласить несколько фокусников, работающих в зале одновременно.

Если же все гости сидят за одним большим столом, то микромагию показывать нельзя (будет очень мелко), и фокусы увидят лишь те, кто находятся в непосредственной близости от фокусника. В этом случае больше подойдет сценическое выступление фокусника. В сценическом формате фокусник оказывается в центре внимания сразу всех зрителей одновременно.

Сценическое выступление (иногда называют "салонное") может проводиться как интерактивно (с участием зрителей), так и под музыку. Продолжительность сценического номера обычно длится от 3-4 минут (яркий концертный номер) до 15-25 минут (интерактивная программа). Общее правило таково: чем больше аудитория, тем короче должен быть номер.

Иллюзион – это масштабное сценическое выступление с крупным реквизитом (ящики с человеческий рост, распиливание зрителей, левитация человека и пр.). Иллюзион часто сопровождается танцами, шоу-балетом, световыми эффектами и требует наличие большой сцены.

Следует отметить, что есть фокусники, показывающие только микромагию, есть те, кто специализируется только на крупных иллюзионах, есть универсальные артисты. Микромагию показывает большинство фокусников, поэтому найти фокусника для хорошего сценического шоу сложнее. А с крупными иллюзионами даже в Москве работают лишь единицы (это в свою очередь диктует и более высокую цену на иллюзион, в которую закладывается реквизит, гонорар ассистенток, обслуживающего персонала, трансфер и др.).

Отдельно стоит выделить выступления для детей. Работа с детской аудиторий принципиально отличается от выступления для взрослых. Не стоит также путать фокусников, работающих для детей, с аниматорами. Это совершенно разные жанры и подходы. Аниматоры, как правило, ограничиваются лишь самыми простыми шутками-фокусами, интересными для детей до 8 лет.

Помимо детского репертуара фокусник должен знать психологию детей, иметь опыт работы с ними. По этой причине не все фокусники готовы выступать для детей, но все сходятся во мнении, что выступать для взрослых гораздо проще. Вследствие этого не стоит ожидать, что цены на выступление для детей будут ниже, чем для взрослых.

Какие цены на фокусников в Москве?

В творчестве и искусстве понятие себестоимости весьма размыто и отражает скорее «себе стоимость», то есть «стоимость себя», нежели простую сумму затрат. Цена артиста оригинального жанра не может определяться лишь ценой реквизита. Подготовка номера, длящегося несколько минут, может происходить в течение года, сопровождаясь сотнями репетиций, большими ресурсными затратами (например, услуги режиссера исчисляются в тысячах долларов, а изготовление сложного реквизита - десятками тысяч). Используемые технологии и секреты вообще едва ли можно оценить в количественном выражении.

Цена во многом определяется законами рынка, его конъюнктурой, востребованностью артиста. Понятно, что образ, обаяние, харизма, уникальность, умение общаться с публикой стоят дороже трехдолларового платочка, используемого в трюке. А если артист знаменит, является медийным лицом, то цена может быть вообще любой. Так, например, если бы Дмитрий Медведев стал бы показывать фокусы, то это был бы самый высокооплачиваемый фокусник в мире (сейчас он самый дорогой фотограф : )

В среднем по Москве услуги профессионального фокусника начинаются от 15-20 тыс.руб. Есть известные медийные фокусники, гонорар которых может быть в десятки раз выше, есть начинающие фокусники, работающие за 3-7 тыс.руб. Цена также может зависеть от дня недели (пятницы и субботы часто стоят дороже), сезона (предновогодние цены выше в 2-3 раза), а также территориальной удаленности от Москвы. Если в Москве фокусник может успеть выступить на нескольких площадках в один день, то загородное выступление лишает его такой возможности, что может закладываться в цену как упущенная выгода. Крупные иллюзионы стоят еще дороже (обычно от 70-100 тыс. руб.), так как всегда сопряжены с множеством дополнительных затрат (перевозка и подготовка реквизита, оплата труда техников, ассистентов, танцовщиц, пошив костюмов, оплата репетиций и др.).

Имидж ничто, профессионализм – все

Следует также отметить, что возраст и опыт – не всегда связанные между собой категории. Определяющим фактором является талант. Есть примеры молодых и талантливых фокусников, встречаются также и великовозрастные халтурщики, равно как и наоборот.

Наличие или отсутствие сайта, его раскрученность в интернете также не должны являться основными критериями, по которым выбирается фокусник. Есть настоящие Мастера иллюзионного искусства, не имеющие официальных сайтов (они и без того загружены работой). Свою востребованность они заслужили высочайшим профессионализмом, качеством работы, а не пиаром.

Не стоит придавать особое значение и промо-роликам фокусников, поскольку в большинстве случаев это просто нарезка наиболее удачных фрагментов выступлений, не показывающая реальной работы. Более показательными в этом плане являются цельные фрагменты выступлений, где видно и слышно, как фокусник общается с залом, как двигается, как взаимодействует с аудиторией. Это будет более информативно, чем вылизанный видеоряд мелькающих кадров под музыку с многообещающими слоганами. На деле за всем этим может скрываться заикающийся подросток, боящийся публику и проваливающий фокус за фокусом.

Тут мы подходим к одному из самых значимых факторов выбора артиста – рекомендация. Если авторитетные для вас люди с восхищением рассказывают о фокуснике, который у них выступал – это вполне может быть причиной выбрать именно данного артиста. Однако обязательно уточните, в каком формате он работал - если фокусник был хорош в микромагии, это не гарантирует его успех в сценической программе и соответственно наоборот.

Приглашая фокусника повторно, не стоит ожидать от него совершенно новой программы (особенно это касается сценических номеров, которые, как было отмечено, кропотливо создаются годами и обновляются не так часто, как этого хотелось бы заказчикам). Есть фокусники, которые вообще работают всю жизнь с одной программой, отточенной до совершенства. Такая консервативность не означает, что «он больше ничего не умеет», а свидетельствует скорее о том, что артист «не ищет, а уже нашел».

Заключение

Проанализировав рекламу и предложения артистов, помните, что всегда следует отталкиваться от цели и средств ее достижения. Каждый артист – творческая личность, каждый работает в своем жанре, своем образе, стиле. Большинство сравнений артистов по сути своей субъективно. Но в целом, хорошее, профессиональное выступление артиста - это всегда стабильное качество и неизменный успех у зрителей. И чем выше профессиональный уровень, тем стабильнее качество.

Следует также отметить, что иногда условия работы могут больше повлиять на вдохновение артиста, чем гонорар. Например, отсутствие гримерки для фокусника, где происходит подготовка к номеру, может являться критическим фактором. Важными факторами также являются: необходимый свет на сцене, качество музыкальной аппаратуры и даже время выхода в концертной программе. Иллюзионные номера рекомендуется ставить в первой части программы (спустя 20-40 минут после начала).

И, конечно, аплодисменты - это лучшая награда для артиста. Когда аудитория дружественная, фокусник по-настоящему начинает творить чудеса!

 

Заказать выступление

Какой формат выступления вам больше подходит?

Дата мероприятия:

Дополнительная информация и пожелания:

Ваши контактные даные:

Чтобы отправить форму, ответьте, пожалуйста,
какая у фокусника палочка? (9 букв).

Благодарим, Ваше сообщение Денису Власову будет обязательно доставлено

{literal} {/literal}