29 Октября 2012

Фокусник на детский праздник

Статья посвящена особенностям выступления с фокусами для детей.

За годы работы фокусником у меня сложилось устойчивое убеждение, что взрослые любят фокусы не меньше, чем дети. Однако дети всегда реагируют на выступление фокусника наиболее искренне, с живым неподдельным интересом. Как правило, выступление фокусника становится в итоге самым ярким впечатлением у ребёнка от всего праздника. Поэтому пригласить фокусника на детский праздник - отличная идея. И очень часто от детей можно услышать вопрос-надежду: "А приедет ли фокусник на наш детский праздник?". Учитывая то, что в Москве сосредоточено наибольшее количество артистов (одних фокусников только не менее 150, а аниматоров - тысячи), хороший фокусник на детский праздник в Москве - действительно непростой выбор.

При этом ни в коем случае нельзя сказать, что показывать фокусы детям проще, чем взрослым. Специфика выступления «детского фокусника» настолько сильна, что некоторые фокусники вообще не работают для детей, как это ни парадоксально. И вот почему. Ребёнок – очень требовательный зритель, который не прощает фальши, плохой игры, грубого обмана. Ребёнок более внимателен к мелочам, на которые взрослый даже не обратит внимания. Если в случае неудачи фокуса взрослый тактично промолчит и сделает вид, что ничего не заметил, ребёнок, с его непосредственной реакцией, сразу же первый обратит на это внимание и прокомментирует. Поэтому многие фокусники любят проверять свои новые трюки именно в детской аудитории: сразу можно оценить устойчивость секрета к разгадке и реакцию на фокус.

Сложность выступления перед детьми обусловлена и тем, что у детей ещё не сформировались устойчивые жизненные стереотипы, как у взрослых. По этой причине совсем маленькие дети могут искренне считать, что если сказать волшебное слово, то платочек по-настоящему исчезнет, и в этом нет ничего удивительного. А самый невероятный фокус, который всегда проходил у взрослых «на ура» может вызвать у детей лишь вялое любопытство. Поэтому для детей младше четырех лет приглашать фокусника едва ли целесообразно – в этом возрасте гораздо интереснее будут клоуны и аниматоры. Более того, даже для детей 7-8 лет программа должна быть серьёзно адаптирована.

Вместе с тем для более взрослой аудитории (10-13 лет) совсем уж детская программа будет неинтересной. Большинство современных подростков считает себя уже «вполне взрослыми», поэтому им нужен не фокусник для детей, а настоящий взрослый фокусник, без сюсюканий, детских придыханий и елейного голоса. Мне неоднократно доводилось наблюдать разочарование детей старшего возраста, когда для них приглашали аниматоров в виде Человека-Паука и Бэтмена, в то время как им хотелось, например, спокойно играть в «Мафию».

Более того, современные подростки, «выросшие на Интернете», знающие, что такое Wi-Fi и YouTube, хотят, чтобы с ними общались на их языке, в контексте их интересов, без детских заискиваний и блаженных улыбок. Конечно, это не означает использование подросткового сленга, но из своего фокусного лексикона лучше исключить наивные фразы из серии «Давайте посыплем волшебный невидимый порошок, а потом три раза дунем». Современные подростки скорее пошутят на счёт порошка и того, что значит «дунем», нежели поверят в наличие «волшебного и невидимого». Поэтому любым артистам, работающим с детьми, важно знать главных героев этого возраста, ценности и идеалы подростков, их реальные интересы.

Отсутствие стереотипности мышления позволяет детям нестандартно мыслить и порой разгадывать фокусы даже более успешно, чем взрослым. Так, например, если взрослый видит летающий предмет, то скорее всего подумает: либо магнитное поле, либо предмет подвешен. Ребёнок же сможет предложить еще несколько вариантов левитации, которые едва ли придут взрослому человеку в голову.

Стоит отметить, что удержание внимания детской аудитории достаточно сложная задача. Дело в том, что в силу физиологических и психологических особенностей детского возраста внимание ребёнка сильно отличается от внимания взрослого. Детям сложно концентрироваться на чём-то одном, внимание постоянно перескакивает с одного на другое, всё становится интересным, но интерес также быстро угасает. По этой причине, если показывать даже самые невероятные и зрелищные фокусы без интерактивного общения, специальных пауз, реприз, шуток, то любая программа фокусов быстро наскучит детям. В этом смысле фокусникам есть чему поучиться у хороших профессиональных аниматоров.

В этой связи важен вопрос продолжительности детского выступления. Ответить на него не просто. С одной стороны, если строить выступление одним большим блоком, то дети могут устать, потеряют внимание. С другой стороны, если делать разбивку на два блока, то перерыв может подействовать ещё хуже. Возбуждённых после перерыва детей будет ещё труднее успокоить, рассадить на места и настроить на нужный лад. Поэтому продолжительность выступления с фокусами для детей должна зависеть от следующих факторов: количество детей, их возраст, время проведения выступления в программе (начало праздника, его середина или конец), место и план рассадки, насыщенность детской программы другими артистами, комментарии и рекомендации организаторов и родителей. Принимая во внимание все эти факторы можно выбрать наиболее правильный план выступления по длительности. В целом, длительность выступления с фокусами может варьироваться от 7 минут (яркий концертный номер) до часа (целое иллюзионное представление).

Помимо того, что фокусник для детей должен уметь постоянно переключать внимание детей с одного на другое, необходимо обладать определённой чёткостью и даже жёсткостью в действиях. Например, если нужен участник для фокуса, то фокусник должен сам быстро его выбрать и уверенно, быстро вывести на сцену. Любая фраза из серии «А кто хочет участвовать в следующем фокусе?» мгновенно вызовет хаос и кавардак. Поэтому, чтобы оставаться в центре внимания детской аудитории продолжительное время, нужно обладать не только харизмой, опытом работы с детьми, но и использовать весь арсенал приёмов и способов управления вниманием (вопросы, аплодисменты, юмор, парирование реплик, уверенные действия, чёткие жесты и др.).

Далее приведём несколько рекомендаций по самой организации детских праздников. Абсолютно точно можно сказать, что выступление иллюзиониста на детском празднике лучше проводить в формате сценического (салонного) выступления – то есть дети сидят и смотрят представление. Очень важно сформировать устойчивую управляемую группу. Для этого лучше всего рассадить детей за стол или перед сценой. Если группа детей небольшая, то можно собрать их вокруг себя, но тогда будет сложнее контролировать дистанцию. Если позволить детям приближаться близко, то кольцо сомкнётся, фокусы уже будет показывать невозможно, а половина зрителей ничего не увидит за спинами первого ряда.

Нужно помнить, что детям свойственен максимализм. Поэтому еще до начала фокуса ребёнок может крикнуть: «А я знаю этот фокус!». Если не контролировать таких активных детей, то они могут слишком сильно мешать и перетягивать на себя внимание. Как поступить в этом случае? Лучшим способом будет сделать из такого ребёнка своего помощника. Ни в коем случае не надо ничего доказывать и спорить. Некоторые фокусники делают ошибку – вызывают такого зрителя на сцену и пытаются его выставить в смешном свете, показав всем, что он – выскочка. Это неправильно, хотя бы потому, что вернувшись в зал, ребёнок станет еще более агрессивен и будет по-прежнему мешать выступлению.

Поэтому лучшим вариантом в этой ситуации будет похвалить такого ребёнка, отметить его «глубокие познания в магии» и предложить ему стать своим помощником, например: быть экспертом в проверке реквизита, участвовать в фокусах, ассистировать, подавать реквизит и т.п. Можно найти много «важных» занятий для переключения агрессии и детского эгоизма в правильное русло.

Что же касается реквизита, то лучше всего использовать визуальные эффекты: появление и исчезновение объектов, их изменения. Объекты должны быть яркими, желательно крупными и понятными детям: платки, верёвки, кольца, салфетки, волшебные палочки, поролоновые шарики, газеты, посуда и т.п. Для аудитории младше 12 лет не рекомендуется использовать игральные карты. Карты – атрибут взрослой жизни, поэтому лучше оставить их для взрослых. Для тех фокусников, которые не могут обойтись без карт, сообщу: нет никаких причин использовать карты в детской программе. Все основания для их использования – лишь оправдания скудности репертуара.

Следует обязательно помнить, что нельзя показывать трюки, которые могут быть опасными, если их попытаются потом повторить дети (а они обязательно попытаются). Поэтому никаких прокалываний тела, верёвок сквозь шею, карандашей в нос и т.п. Для детей младшего возраста лучше отказаться и от использования ножниц и пироэффектов.

Будьте особо аккуратны и со своим реквизитом: дети настолько любопытны, что при любой возможности будут его исследовать, а может и «возьмут посмотреть на память». Поэтому если выносится столик с реквизитом, с него нельзя спускать глаз.

Особо возбуждённые и избалованные дети могут залезть к фокуснику в карман или даже что-то выхватить у него из рук. Впрочем, подвыпившие взрослые ведут себя так же, поэтому профессиональный фокусник к таким вещам всегда должен быть готов. Как пошутил известный шведский фокусник Леннарт Грин: «Самая сложная аудитория – это дети. И пьяные. Сложнее могут быть только пьяные дети».

Очень хорошим ходом будет оставить после своего выступления для детей какие-нибудь подарки или предметы, используемые в фокусах. Это могут быть и настоящие подарки, которые родители дарят своим детям через фокусника. Такие предложения поступают достаточно часто. Ребёнку особо запомнится настоящий подарок, который фокусник достал из воздуха или получил в результате превращения какого-нибудь предмета. Но если после выступления вы дарите детям мелкую плюшевую игрушку, цветок, верёвку, платок или любой предмет, используемый в фокусе, то этим самым вы также необычайно радуете ребёнка, причем сам реквизит, оставленный на память, будет очень дорог и интересен для ребёнка. Я помню случай, когда на одном из концертов ребёнок отбросил подаренную машинку на радиоуправлении ради того, чтобы поиграться с верёвкой, которая осталась после фокуса.

Часто дети задают такие интересные вопросы на концертах, нестандартно реагируют, что потом становится не только реальным опытом, но и темой многодневных размышлений, а также дискуссий с коллегами. А самое главное – выступая перед детьми, вы дарите им эмоции и воспоминания, которые они будут помнить всю жизнь!

В заключение, перейдем к прагматичному вопросу, который больше заинтересует родителей: «Сколько стоит иллюзионист на детский праздник или фокусник на дом для детей?». Учитывая все сложности выступления перед детской аудиторией, детский фокусник не может стоить существенно дешевле, чем фокусник для взрослых. Поэтому профессиональный хороший фокусник на детский праздник в Москве стоит, как правило, от 15-20 тыс. руб. Фокусники-аниматоры стоят дешевле (до 10 тыс. руб.), аниматоры еще дешевле (3 тыс. руб. в час), но они не способны сделать полноценное иллюзионное шоу (у них больше фокусы-шутки, клоунада, фокусы-загадки и т.п.) и их можно рекомендовать лишь для детей до 5 лет. Заказать фокусника в детский сад или на дом стоит в большинстве случаев одинаково, особенно если речь идет о популярных "коммерческих" днях и прайм-тайм. Тем не менее, многие фокусники стараются делать скидки именно для детских представлений, стараясь не лишать малышей праздника магии.

 

Заказать выступление

Какой формат выступления вам больше подходит?

Дата мероприятия:

Дополнительная информация и пожелания:

Ваши контактные даные:

Чтобы отправить форму, ответьте, пожалуйста,
кто вылетает у фокусника из рукавa? (6 букв).

Благодарим, Ваше сообщение Денису Власову будет обязательно доставлено

{literal} {/literal}