28 Мая 2013

Фокусы в стиле «фейс-контроль»

или фокусник в костюме охранника

Среди различных форматов выступления фокусника особой популярностью в нашей стране пользуется так называемый «фейс-контроль» – достаточно оригинальный способ показа микромагии, когда фокусник, переодевшись в костюм охранника, милиционера, полицейского или секьюрити, обыскивает гостей и находит у них довольно странные и нелепые предметы, например: бутылочки с алкоголем, яйца, вилки, ложки, различную еду, нижнее бельё и даже «оружие и наркотики». В общем все то, что может поставить в замешательство «хозяина» этих странных вещей.

Подкладывая все эти предметы, фокусник одновременно ворует реальные вещи, снимает часы, а потом через некоторое время все это возвращает хозяину, делая из этого розыгрыш. В общем, делает то, что на языке фокусников называется пик-покетинг (от англ. pick pocketing – очищение карманов) – известный жанр иллюзионного искусства, представляющий собой демонстрацию воровства в эстрадной (сценической) форме.

Интересно отметить, что в жанре pick pocketing иллюзионисты работают уже очень давно, но идея именно фейс-контроля появилась впервые в нашей стране в начале девяностых годов с подачи известного фокусника Сергея Солоницына и режиссера Юрия Бирюкова. Они в начале девяностых подготовили оригинальный сценический номер, суть которого заключалась в следующем. В зале появлялся «профессиональный секьюрити», в чёрном плаще, черных очках – именно в этом образе Сергей Солоницын показывал pick pocketing, проверяя гостей. Позже этот сценический номер был адаптирован под микромагию и снискал настолько большую популярность, что многие фокусники стали перевоплощаться в «охранников», брать в аренду костюмы милиционеров и всячески эксплуатировать данную идею.

Огромная популярность фокусного фейс-контроля в девяностые годы объяснялась тем, что именно тогда стали повсеместно появляться в огромном количестве различные охранники, телохранители, службы безопасности. Широкое распространение охранников стало нормой и даже традицией того времени – ведь именно в девяностые годы криминогенная обстановка в стране была весьма неблагополучной. До сих пор главным эпитетом девяностых является слово «бандитские». Распространение преступного элемента вынуждало заботиться о безопасности, поэтому у каждой двери, в каждом офисе, ресторане или магазине стоял охранник, который проверял сумки и производил досмотр личных вещей, что никого не удивляло. По этой причине выступление фокусников в образе охранников и секьюрити очень органично вписывалось в бытность того времени (взамен уже поднадоевшему традиционному образу классического фокусника). Это был действительно оригинальный способ показа микромагии и демонстрации ловкости рук.

Достаточно скоро организаторы мероприятий и концертные агентства стали требовать от фокусников, чтобы они работали «фейс-контроль». Появились и свои корифеи этого жанра: Валерий Сандерсен, Алексей Черкасов, фокусники Мальцевы (отец и сын) и др. Постепенно к фейс-контролю стали уже приобщаться многие другие фокусники.

Несмотря на то, что каждый из фокусников показывает фейс-контроль по-своему, со своим набором приемов, шуток и ассортиментом подкладываемых предметов, наметилось два подхода к обыгрыванию фейс-контроля. Первый заключается в том, что фокусник-охранник до последнего момента не показывает, что он фокусник. То есть в течение нескольких секунд фокусник разыгрывает на полном серьезе ситуацию того, что у зрителя найден странный, запрещенный или опасный предмет, и лишь только в конце зрителю дается понять, что это розыгрыш, а перед ним артист-фокусник. Участник подобного розыгрыша получает здоровую долю адреналина, а все окружающие смеются над розыгрышем.

Второй подход заключается в том, что гости практически сразу понимают, что перед ними находится не настоящий охранник, а фокусник. В этом случае гости уже сразу развлекаются шутками фокусника, удивляются его ловкости рук, смеются над забавными предметами, которые он им подкладывает.

Нельзя сказать, какой из этих подходов интереснее или предпочтительнее. Мне приходилось слышать совершенно разные мнения на этот счет. Например, арт-директор одного известного ночного клуба, часто приглашающий фокусников на фейс-контроль, рассуждал так: «Если показывать фейс-контроль очень строго и правдоподобно, то можно тогда вообще вызвать ОМОН, который напугает гостей до полусмерти, а потом скажет, что это шутка. И даже подкладывать ничего не нужно».

С другой стороны, я также слышал и мнения, что если гости сразу распознают фокусника в костюме охранника или полицейского, то весь смысл розыгрыша теряется. Фейс-контроль превращается в клоунаду, следовательно, всё становится предсказуемо и неинтересно. Теряется эффект неожиданности и сам смысл  розыгрыша. Поэтому каждый артист выбирает сам для себя оптимальное соотношение правдоподобности и шуток.

Мне множество раз доводилось видеть выступления различных фокусников в стиле фейс-контроля. Одним из корифеев этого жанра является фокусник Валерий Сандерсен, который работает фейс-контроль не только на встрече гостей, но и в виде сценического номера. В разгар торжества в зале звучит милицейский свисток, появляется Валерий в милицейской форме, сообщает, что поступил тревожный сигнал и нужно проверить публику. Далее в течение десяти минут Валерий «вытряхивает» карманы зрителей, снимает незаметно со всех часы (причем в невероятном количестве), после чего вызывает уже на сцену одного-двух зрителей и устраивает с ними интерактивное шоу.

Надо сказать, что с точки зрения ловкости обворовывания Валерий Сандерсен может по праву считаться королем отечественного пик-покетинга. Не только обычным зрителям, но и профессиональным иллюзионистам крайне интересно смотреть его выступление. Зная существующие приемы отвлечения внимания и сценического воровства, все равно не успеваешь уследить, как Валерий снимает десятки часов, внезапно достает из-за пазухи кувшин с морсом, ворует сумки, бутылки со столов или другие предметы, дарит несколько раз один и тот же телефон.

Что интересно, Валерий не чурается использовать в названии своего номера словосочетание «карманный воришка», и по его признанию, он сам лично ввел это название, которое его нисколько не смущает. Тем не менее, многие фокусники не очень любят работать фейс-контроль именно из-за возникновения этой ассоциации: «воришка», «аферист». Некоторые артисты оригинального жанра избегают именовать себя даже словом «фокусник», предпочитая слова «иллюзионист» или «престидижитатор», как раз по причине этой неприятной коннотации, связанной с воровством,  шулерством, снятием часов и прочим трюкачеством.

Если делать анализ современной конъюнктуры event-рынка именно в аспекте фокусный фейс-контроль, то ситуация складывается следующая. В настоящее время многие фокусники, почувствовав востребованность этого направления и частые вопросы от заказчиков: «А вы работаете фейс-контроль?», алчно бросились исполнять этот самый «фейс-контроль», даже не обладая необходимой для этого техникой, фактурой, характером, внешностью и пониманием самой концепции того, как это нужно делать правильно.

К сожалению, это общая тенденция появления на рынке артистов-дилетантов и временщиков. В связи с этим можно наблюдать на мероприятиях ряженых горе-фокусников, уныло стоящих на входе и вяло достающих один несчастный предмет нехитрым способом. По этой причине произошла, во-первых, серьезная дискредитация иллюзионного фейс-контроля, а во-вторых, фейс-контроль уже перестал быть столь оригинальным, как раньше. Все больше и больше гостей, увидев охранника на входе, начинают понимать, что возможно это розыгрыш, т.к. они уже видели охранников-фокусников.

А ведь в стиле фейс-контроля есть очень много нюансов. Даже внешность имеет немаловажное значение. Если на входе стоит пугливый охранник-подросток с пушком на губах и трясущимися руками пытается что-то подсунуть, то это может стать даже опасным действием (в редких случаях гости могут за это и «нахлобучить»). Излишняя наглость тоже может обернуться конфликтом и вызовом настоящей охраны или полиции. В то же время слишком явная интеллигентность также может помешать реальности образа – такому охраннику не поверят. У настоящего охранника должно быть «протокольное» лицо, характерные манеры общения, интонации, движения, набор слов. Тут нужно настоящее перевоплощение.

Что же касается лично моего опыта работы в данном стиле, то достаточно долгое время мне приходилось сопротивляться «работе охранником», отдавая предпочтение ментализму, классическим фокусам и стремлению к мистификации в подаче. Даже снятие часов, как я замечал, мгновенно сводит на нет весь мистический настрой. Но желание быть артистом и стремление к перевоплощению подтолкнули меня к тому, что с 2010 года в программу был введен фейс-контроль, которому я обучался у фокусника Алексея Черкасова.

Алексей достаточно давно работает фейс-контроль, при этом совмещает его с последующим сценическим номером ментальной магии (мнемотехника). Получается, что фейс-контроль нисколько не мешает ему перевоплощаться в серьезный мистический образ. Это наблюдение окончательно убедило меня в возможности совмещения фейс-контроля и выступления в других более серьезных по подаче амплуа. Алексей Черкасов, помимо технической стороны вопроса, обладает колоссальным опытом работы в этом стиле, знает множество тонкостей и нюансов фейс-контроля. Принимая во внимание его наблюдения, замечания, а также используя собственный опыт работы на «фейс-контроле», хотелось бы сформулировать некоторые рекомендации и правила.

1. Фейс-контроль является очень специфическим стилем работы фокусника. Во-первых, не всем гостям нравится то, что их обыскивают. Поэтому досмотр нужно делать максимально деликатно, корректно, понимая, что даже с юридической точки зрения частный охранник не имеет права производить досмотр личных вещей. Учитывая раздражающий фактор любого досмотра нужно быть готовым к тому, что зрители могут реагировать на «обыск» недовольно, агрессивно, и очень важно эту агрессию не допустить и даже предотвратить. Так, например, если вы видите очень сурового господина и интуитивно понимаете, что лучше к нему не подходить, то вполне возможно, интуиция вас не обманывает.

2. Ассортимент подкладываемых вещей должен быть смешным, неожиданным, но не криминальным и не оскорбляющим. Так, например, не следует подкладывать натурально выглядящее оружие, имитацию наркотиков, шприцы. Кстати, бывает так, что некоторым гостям оружие подкладывать и не требуется, у них уже есть свое (это же может касаться и наркотиков). Более того, многие «смешные и неожиданные» предметы могут быть весьма оскорбительными для зрителей и вызвать сильное возмущение (например, попробуйте представить, что вы обнаружили в своем кармане чей-то презерватив). По рассказу фокусника Виталия Шевцова, ему хорошо известен случай, когда эксперимент с подкладыванием «белого порошка» во время фейс-контроля закончился реальной дракой, которую с трудом удалось остановить. Учитывая то, что гости могут быть в подпитии или плохом настроении, подобный розыгрыш они могут трактовать как угрозу личной безопасности, оскорбление или грубое вторжение в их личное пространство (со всеми вытекающими последствиями).

3. Показывать фейс-контроль имеет смысл лишь при большом потоке гостей (не менее 30-40 человек). Если компания маленькая, то «обыск» произойдет достаточно быстро, после чего фокусник-охранник становится уже разоблаченным и ему остается либо заканчивать работу, либо показывать микромагию в костюме охранника, что будет выглядеть несколько нелепо. Если же количество гостей большое (например, 80 и более человек), то тогда «охранник», как это и положено, стоит на входе и непрерывно проверяет входящих гостей. При этом важно понимать, что если гости прибывают централизовано, например на одном автобусе, то фейс-контроль может сильно застопорить процесс входа гостей, поэтому в этом случае лучше расположиться не у дверей, а например, в гардеробе или в местах рассредоточения зрителей.

4. Проводить фейс-контроль эффектнее и зрелищнее для небольших групп входящих гостей (2-4 человека), поскольку многие интермедии рассчитаны на окружающих зрителей, реакцию публики. Также увеличивается возможность выбора предметов для пик-покетинга (появляется альтернатива выбора сумок, карманов, курток, более удобных для пик-покетинга). Как правило, одинокие гости реагируют на фейс-контроль более сдержано, массовые же реакции всегда бурные.

5. Показывать фейс-контроль необходимо с определенной степенью уверенности в своих действиях. Если наглость (уверенность) недостаточна, то весь процесс будет выглядеть сомнительным и подозрительным. Например, если «охранник» досматривает сумку неуверенно и пугливо – это мгновенно вызывает подозрение, и провоцирует зрителей на фразу «а почему я должен вам что-то показывать?». Если же «охранник» делает все движения заправски, уверенно, без суеты, как будто он делает это каждый день, зритель чувствует «что все так и должно быть».

Интересно отметить, что определенная степень наглости всегда необходима, например, в комической магии. Так, если фокусник бесцеремонно выхватит у зрителя кошелек и смешно это прокомментирует, то этот акт однозначно будет восприниматься как шутка. Если же фокусник попробует забрать кошелек неуверенным движением, то скорее всего зритель не даст это сделать и сочтет эту попытку неадекватной и даже хамской. Это будет расцениваться не как шутка, а как вторжение в личное пространство. Поэтому многие гэги и шутки комической магии нужно делать нарочито экспрессивно и даже дерзко.

6. Фокусник, работающий фейс-контроль, должен обладать высокой стрессоустойчивостью. Есть определенный процент зрителей, которым может резко не понравиться досмотр, прикосновения и сам розыгрыш. Идея с фейс-контролем наверняка кому-то покажется глупой и оскорбительной. Так вот свое недовольство подобные зрители обычно выражают весьма резко, импульсивно, не стесняясь в выражениях. В этом случае фокусник должен мгновенно разрядить ситуацию, либо вовсе завершить общение, объяснив происходящее. Но ни в коем случае нельзя пререкаться или вступать в споры.

Например, вы осматриваете зрителя металлодетектором и чувствуете его раздраженность, спешку, недовольство. В этом случае будет лучше сразу достать, например, веер карт и на этом закончить. Тогда зритель сразу поймет, что перед ним фокусник и это был всего лишь розыгрыш. Устраивать же активный пик-покетинг в этом случае будет едва ли уместным.

Приведу один пример из своей практики. Однажды выступая с фейс-контролем на еврейском празднике Пурим в Синагоге, я узнал среди входящих гостей Бориса Грачевского, который чинно шел со своей спутницей и никак не ожидал, что к нему подойдет охранник. Услышав от меня первые слова, Грачевский тут же вскипел, начал возмущаться тем, что я его не узнал. Он демонстративно показывал на свое лицо, раздраженно тряс руками, поворачивался в профиль. Но как только из его кармана была вытащена яичница, лицо его резко изменилось, он на секунду задумался и засмеялся. Вся эта ситуация стала казаться фарсом. Было видно, что Борис посмеялся над собой и своей первой реакцией, после чего он прошел в зал, несколько раз оборачиваясь и смеясь.

7. Заказчики должны всегда согласовывать работу фокусника на фейс-контроле с местной службой безопасности. Сам фокусник должен познакомиться с работающей рядом охраной, объяснить происходящее, чтобы потом его работа не стала неожиданностью.

В моей практике был случай, когда работая фейс-контроль в гостинице Holyday Inn, ко мне подбежал директор службы безопасности и в грубой форме начал требовать закончить «весь этот беспредел». По его словам, данное действие порочило честь и достоинство службы безопасности. Пришлось обратиться к организаторам мероприятия, в результате чего мне позволили продолжить работать лишь в белой рубашке (без спецзнаков и бейджиков охраны). Вторым случаем была стычка с начальником ЧОПа, который требовал от меня лицензии на охранную деятельность. Все мои уверения в том, что я не занимаюсь охраной, понимания не находили. В итоге опять пришлось привлекать к разрешению спора организаторов. Если бы организаторы мероприятия заранее обговорили бы с охраной возможность участия фокусника на фейс-контроле, подобных инцидентов бы не возникало.

8. Не рекомендуется показывать фейс-контроль (и вообще pick pocketing) на многолюдных общественных мероприятиях, улице, в помещениях со свободным проходом, где кроме гостей могут присутствовать незнакомые и случайные люди (например, на выставках, общественных мероприятиях, рынках, уличных концертах). В этом случае возникает вероятность реального воровства, и все подозрения будут ложиться именно на вас. Все запомнят «человека, который стоял на входе и воровал, лез в сумки». Доказать потом свою непричастность к настоящему воровству будет намного сложнее.

9. Пик популярности фейс-контроля уже прошел. Поэтому организуя мероприятие, не следует ожидать, что фейс-контроль станет бомбой и порвет всем мозг. Наверняка кто-то из гостей уже видел этот номер, кто-то отнесется к этому розыгрышу с прохладцей. В то же время выступление фокусника с классической микромагией может стать более интересным зрелищем.

10. К пожилым зрителям при фейс-контроле нужно относиться с особой аккуратностью. Многие из них могут вовсе не понять юмор. Так, например, мне приходилось участвовать в ситуации, когда обнаружив у одного пожилого человека маленькую бутылку водки в кармане, тот стал радоваться, как ребенок, рассказывая, что не надевал куртку с осени. И он был абсолютно убежден, что бутылка пролежала в его кармане всю зиму. Не подарить эту бутылочку было уже невозможно. В другой ситуации я видел, как некоторые почтенные дамы реально пугаются подброшенных предметов, даже когда говоришь, что это розыгрыш. На волне рассказов о недобросовестных полицейских, способных подбросить наркотики или оружие, многие сильно боятся таких ситуаций.

Но не все так грустно. Те, кто уже много лет работает фейс-контроль, знают массу веселых историй, произошедших во время работы в этом необычном образе. Главное, вовремя выйти из этого образа.


 

Заказать выступление

Какой формат выступления вам больше подходит?

Дата мероприятия:

Дополнительная информация и пожелания:

Ваши контактные даные:

Чтобы отправить форму, ответьте, пожалуйста,
какая у фокусника палочка? (9 букв).

Благодарим, Ваше сообщение Денису Власову будет обязательно доставлено

{literal} {/literal}