6 Октября 2008

Интервью с Денисом Власовым в Вечерней Москве

Феномен Ури Геллера: ложь или колдовство?

В 2008 году на российских телеканалах вышла в прямом эфире серия передач «Феномен» с легендарным израильским менталистом Ури Геллером. Смысл программы заключался в состязании людей, обладающих необычными способностями, но в отличие от «Битвы экстрасенсов», в программе принимали участие не экстрасенсы, а фокусники-менталисты.

Программа вызвала неоднозначную реакцию, а ее автор и ведущий Ури Геллер, человек, который гнет ложки силой мысли, заставляет людей бросать курить и останавливает часы, воспринимался нашими зрителями то скептически, то с хорошо знакомым почитанием. Слишком хорошо еще сидят в памяти наших соотечественников герои телеэкранов девяностых: Кашпировский, Чумак, Лонго, Джуна и другие целители и экстрасенсы. В этой связи, журналист газеты «Вечерняя Москва» Марина Гладкова озаглавила свою статью про фокусы весьма злободневно: «Ловкость рук и никакого Ури Геллера». Статья опубликована в «Вечерней Москве» 6 октября 2008 года и представляет собой фрагменты интервью с фокусником Денисом Власовым.

Для этого специального репортажа Марина Гладкова посетила школу по обучению фокусам, которую ведет в Москве Денис Власов. В процессе обучения, удалось не просто научиться нескольким трюкам (например, как вбить монету в запечатанную банку кока-колы или превратить 100 руб. в 500 руб.), но и побеседовать о тонкостях профессии иллюзиониста-фокусника. Полная стенограмма беседы приведена ниже.

– Денис, скажите, вы всех берете в свою школу фокусов?

Нет, у нас есть ограничения. Во-первых, по возрасту. Рекомендуемый возраст от 12 лет, но фактически, тренинг рассчитан для возраста 18+. Детей тоже можно обучать фокусам, но это не совсем наш профиль. Требуется другая педагогика, необходим особый репертуар фокусов, адаптированный для детей. Поэтому я могу рекомендовать других хороших учителей, прекрасно работающих с детьми.

Во-вторых, перед занятием мы проводим несколько собеседований, первое из которых начинается еще в момент телефонного разговора. И в результате такого собеседования мы можем отказать в обучении без объяснения причин.

– И бывали случаи отказа?

Да, причем несколько раз. Мы отказываем «игровым» людям, которых интересуют сугубо шулерские техники. Таких учеников легко распознать по конкретным вопросам, типа, «Как раздать флеш-рояль», и заинтересованности только в карточных игровых техниках. Отказываем и различного рода шарлатанам, мистикам. Если человек мутный, неадекватный, это сразу видно. Недавно приходили сектанты. Я предложил им карточный курс, но они истово требовали левитацию и ментализм. Фокусы – это мощное оружие, которое нельзя доверять всем подряд. Если я улавливаю неадекватность или патологический интерес, то отказываю в обучении.

– А чему вы можете научить?

Есть несколько программ обучения. Для знакомства с фокусами и обучения «с нуля» разработан «Ударный курс». Это фокусы с различными бытовыми предметами, которые нас окружают: салфетки, деньги, бокалы, сигареты, монеты и т.п. Фокусы эти подобраны таким образом, что не требуют долгих тренировок, поскольку основаны больше на секретах, нежели ловкости рук. Нельзя начинать обучение со сложных вещей, это сильно демотивирует. Есть карточный курс, который как раз наиболее кропотливый. Его сложность такова, что многие заканчивают свое увлечение фокусами именно на нем, столкнувшись с трудностями и необходимостью постоянных репетиций. Есть курс по обучению левитации (способности перемещать предметы в пространстве). Ну, и наше специальное предложение – курс ментальной магии, который на данный момент не имеет аналогов. Это материал уже для подготовленных учеников, для тех, кто обладает определенными навыками исполнительского искусства.

– Сколько стоит обучение?

До недавнего времени один урок стоил 8 тыс. руб. Сейчас цена выросла до десяти. Столько стоит мое время. Можно, конечно, сэкономить, и научиться всему самостоятельно, без всяких тренингов. Но мы предоставляем тщательно переработанную информацию, которая позволяет добиться, скажем, за пару месяцев того, чего человек может достичь только за год самостоятельной работы.

– Каков возраст ваших учеников?

Самый младший ученик был 11 лет. Самый старший – 55 лет. В основном, средний возраст обучающихся 30–45 лет. Это те люди, которые ценят общение, понимают ценность информации, которую можно получить лишь от учителя. Школьники предпочитают изучать YouTube, да и не по карману им. Есть среди учеников люди весьма состоятельные, директора компаний, владельцы бизнесов, которые в детстве увлекались фокусами, но так и не смогли реализовать свою детскую мечту. А добившись профессионального успеха, они хотят продолжить изучение фокусов. Обращаются также и молодые иллюзионисты, для которых это своего рода курсы повышения квалификации.

– Что главное в фокусе?

Вы знаете, вопреки распространенному мнению, что фокусы это лишь «ловкость рук и никакого обмана», я считаю, что главное в фокусах – это умение отвлекать внимание. Ловкость рук нужна, но она имеет второстепенное значение. Главное уметь управлять вниманием зрителей, переключать его, как каналы телевизора. По-английски этот навык звучит как «misdirection». Это очень часто произносимое слово в западных обучающих видео-семинарах. Что касается технических принципов построения фокусов, то их тоже не так много. Примерно, как семь нот. Но в своих комбинациях и разнообразии эти семь нот бесконечны. Например, есть такие «ноты», как: подмена объекта, ложное сбрасывание, муляж, оптическая иллюзия. И даже с помощью этих четырех перечисленных техник можно создавать тысячи фокусов, непохожих друг на друга.

– Как тренируются фокусники?

Сначала просто технически разучивают трюк, потом репетируют перед зеркалом. Зеркало – лучший друг фокусника. Но еще лучше записывать исполнение фокуса на видео, и потом смотреть со стороны. И только потом, когда фокус отработан технически, его можно пробовать выносить на публику. И первые показы – это тоже репетиции. Лишь показав десяток раз фокус на публике, начинаешь чувствовать его по-настоящему.

– Профессионального фокусника можно удивить каким-нибудь фокусом?

Безусловно, да. Невозможно знать все фокусы в мире. К тому же постоянно появляются новые трюки, происходит модификация старых. Можно сказать, что каждый день придумывается один новый фокус. Конечно, классические движения и техники фокусник видит сразу, что позволяет ему быстрее разгадывать фокусы, но есть иллюзионисты, которые грустно признавались мне, что они уже долгие годы не видели ничего нового. Все новое, ведь, часто бывает хорошо забытым старым.

– Сложнее ли обмануть фокусника?

В какой-то степени да, но, тем не менее, фокусники тоже могут стать жертвами мошенничества. Один мой коллега вздумал провести эксперимент, вышел на вокзальную площадь, его обступили цыгане. Он решил поймать их за руку. В момент, когда они попросили его показать деньги, фокусник достал тысячу рублей, но не отдавал ее никому в руки, прекрасно понимая, чем это может закончиться. Цыгане долго выманивали у него эту купюру, но поняв, что он не собирается ее выпускать из рук, просто вырвали деньги и разбежались в разные стороны. Так что никто не застрахован на 100% от обмана или мошенничества.

– Что вы можете сказать про уличную магию?

Это направление в последние годы стало очень популярно благодаря Девиду Блейну и Криссу Энджелу, шоу которых неоднократно показывались по телевизору, а на Блейна даже сделали пародию, число просмотров которой выше, чем ролики самого Блейна. В России до сих пор многие думают, что Девид Блейн – это веселый паренек, озвученный Андреем Бочаровым, и даже не догадываются, что есть такой реально существующий фокусник.

Мне нравится уличная магия, хотя многие фокусники старшего поколения критикуют саму идею показывать фокусы на улице, считая это разрушающим явлением для престижа фокусника. Но современные тенденции в иллюзионном искусстве таковы, что постепенно стирается барьер между фокусником и артистом. Популярные уличные маги в телешоу одеты не в смокинги и цилиндры, а в современную одежду, и этим они как бы декларируют, что они точно такие же люди, как и зрители, только могут еще «чуть-чуть» больше. Это значительно усиливает эффект. Зрителям надоел образ классического фокусника с усами, белыми перчатками и цилиндром с кроликом. Современные фокусники могут выступать и в косухе, и джинсах, причем одним из первых, кстати, кто это стал делать, был… Девид Копперфильд.

– Вы показываете уличную магию?

Раньше для меня это была площадка для отработки трюков, экспериментов, сейчас могу показывать с целью создания какого-нибудь ролика или что-то попробовать новое, либо просто покуражиться.

– Ваше отношение к Ури Геллеру и его шоу «Феномен»?

Ури Геллер – очень талантливый артист в жанре ментализма. Он мистификатор. Многие приписывают ему сверхспособности, но сам жанр ментальной магии предполагает, чтобы люди в итоге так и думали. Это, можно сказать, сверхзадача ментализма. Тут важно не переиграть, и не скатиться в фокусы с другой стороны. В шоу «Феномен» свои симпатии я отдаю Александру Чару и Александру Россу. Мне кажется, они наиболее аутентично и органично ведут себя в программе. Минусом программы является использование наушников у участников. Это убивает все эффекты ментальной магии, поскольку любой зритель начинает сразу думать, что все подстава и в наушник идут подсказки.

– А дорого стоит реквизит для фокусов?

Есть вещи, стоящие по 3$, но очень полезные. Есть дорогие иллюзии, стоящие несколько тысяч долларов. В России весь реквизит продается со 100% наценкой. Есть и китайские подделки, и рынок контрафактного реквизита очень велик. Но как и в реальной жизни, китайский реквизит, не отличаясь внешне, может очень сильно подвести во время выступления.

Все фокусники являются ярыми шопоголиками, и когда выходит какая-нибудь новинка, срочно бегут в мэджик-шопы и покупают, порой даже не глядя. К моменту, когда половина комнаты становится забитой иллюзионным реквизитом, начинается обычно прозрение. Сейчас я уже редко покупаю новый реквизит, но если что-то беру, то конкретно под определенные цели и знаю, что мне это понадобится наверняка. И, конечно же, у меня тоже есть шкаф с накупленными вещами. В конечном счете, дело не в реквизите, а в мастерстве исполнения фокуса. Можно и с голыми руками устроить целое представление. А кому-то и фургон реквизита не поможет.

 

Заказать выступление

Какой формат выступления вам больше подходит?

Дата мероприятия:

Дополнительная информация и пожелания:

Ваши контактные даные:

Чтобы отправить форму, ответьте, пожалуйста,
какая у фокусника палочка? (9 букв).

Благодарим, Ваше сообщение Денису Власову будет обязательно доставлено

{literal} {/literal}