13 Марта 2014

Пресс конференция перед Конгрессом фокусников 2014

Денис Власов ответил на вопросы журналистов.

В Москве состоялась пресс-конференция журналистов с организаторами XIV Конгресса иллюзионистов. Фокусник Денис Власов входил в орг. комитет Конгресса и поделился некоторыми секретами своей профессии. Вопросы задавал журналист Андрей Поляков.
Денис, чем будет интересен предстоящий Конгресс?

Есть три причины, почему стоит идти на Конгресс. Во-первых, будет редкая возможность увидеть выступления замечательных фокусников сразу, в один день. Конгрессы фокусников проводятся не часто, раз в год. Поэтому можно сказать, что мероприятие незаурядное.

Во-вторых, по правилам Международной федерации магических сообществ (ФИСМ) на чемпионат мира по фокусам могут быть делегированы только те номера, которые были представлены на региональных Конгрессах. Это значит, что зрители могут увидеть оригинальные конкурсные номера, возможно даже номера будущих победителей чемпионатов мира.

В-третьих, у зрителей будет редкая возможность наблюдать три сотни фокусников, собравшихся вместе. А это, я вам скажу, термоядерная смесь. На каждом углу будут показывать фокусы, все вертят карты, манипулируют. В общем, не каждый день можно будет увидеть такое сосредоточение магии на один квадратным метр.

Почему жанр фокусов не столь востребован у нас на телевидении? Ведь на Западе есть множество телепроектов, посвященных фокусам, например «Fool us» с Пеном и Теллером, «Mindfraek» с Криссом Энджелом, «Уличная магия» с Дэвидом Блейном, шоу Деррена Брауна, Динамо и другие.

Мне кажется, что сейчас интерес телевидения к фокусам начинает пробуждаться. Об этом говорит популярность телешоу «Удиви меня» (ТВ3) в виде трех сезонов, шоу «Уличная магия» (на канале Пятница), нашумевшее шоу «Феномен» с Ури Геллером, участие фокусников в качестве приглашенных гостей в различных передачах. Сейчас в России часто гастролирует фокусник-менталист из Израиля Лиор Сушард (Lior Suchard). Так вот он будет гвоздем программы «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. И это будет бомба!

С другой стороны есть некий феномен того, что телевидение убивает фокусы. Эффект фокуса, показанный в записи или в прямом эфире телевидения, может быть убит такими мыслями, что это все подстава, монтаж, теле-трюки и пр. В многосерийном документальном фильме про историю развития иллюзионного жанра Grand Illusions The Story Of Magic в одной из серий прямо говорится, что как только появилось телевидение, иллюзионный жанр получил удар в спину. Зрители перестали ходить на магические представления, многие шоу фокусников закрывались, а любой магический эффект, показанный по телевизору (например, появление голубей), был ничтожным, особенно в сравнении с любой комбинированной съемкой, где человек мог исчезнуть со стула без особого труда. А тут трость исчезла. Ну, какое это чудо?! Можно сделать, чтобы слон исчез в кадре. И для этого на телевидении не нужно быть фокусником.

Через некоторое время интерес к фокусам возродился, и более того, фокусники тоже адаптировались. Они стали использовать все преимущества теле-индустрии в своей работе, по иному стали выстраивать шоу, и в итоге, появились такие блестящие телепроекты, как шоу Дэвида Копперфильда. Или многочисленные серии уличной магии. Трюки стали более визуальными, зрелищными. Но до сих пор фокусники, выступающие на ТВ, испытывают на себе скепсис телезрителей. Даже ходит такая поговорка, что если телезрители считают, что все монтаж и подстава, значит фокус получился. Это лучшая похвала для фокусника.

А какие еще в иллюзионном жанре есть враги?

Ну, если говорить по аналогии, то вторым ударом в спину стал Интернет. Во-первых, многие секреты фокусов стали попадать в общий доступ. Отчасти, в этом виноваты сами фокусники, спекулирующие на разоблачениях и обучении фокусам. В немалой степени «подкузьмил» Ютьюб, на котором можно выложить секрет любого фокуса, и тебя не то, что не осудят, но еще и лайков наставят. Среди детей школьного возраста стало популярным поднимать свою значимость путем раскрытия секретов фокусов. Бывает, смотришь какой-нибудь ролик, где толстый неуклюжий мальчик кривыми пухлыми ручками раскрывает ломовые техники и секреты, и хочется его убить.

С другой стороны понимаешь, что таких мальчиков много и «имя им – Легион». Понимаешь, что это неконтролируемый и, к сожалению, необратимый процесс. Это издержки информационного общества. Поэтому сходить с ума не нужно, а нужно стараться акцентировать внимание на других вещах, стараться быть уникальным, неповторимым. И я уверен, что даже несмотря на то, что сейчас уже можно найти в Сети секрет практически любого трюка, фокусники не вымрут, а иллюзионное искусство будет развиваться.

Тем не менее, в советское время всегда был интерес к фокусам. Акопян был желанным гостем любой телепередачи. В журналах печатались рубрики, посвященные фокусам. Почему сейчас это не так?

На самом деле в советское время была стагнация в фокусах. Многие вещи наши фокусники буквально изобретали заново. Не было возможности обмена информацией. Были талантливые артисты, их было много, и я не имею ввиду Акопяна и Кио, которые на слуху. Мало кто из зрителей знает Василевского, или, например, Переводчикова. Просто в советское время были другие законы рекламы, другие формы пиара и самовыражения. В восьмидесятые годы, когда рухнул Союз, наши телевизионщики не умели снимать качественные шоу. Да и сейчас телевидение – это низкий жанр. Потому что снимает то, что будет интересно толпе. И фокусы не снимают не потому, что они не будут интересны, а потому что их еще не умеют снимать. Ведь в реальной жизни фокусы у всех вызывают восторг.

При правильном подходе можно создать телевизионный продукт, связанный с фокусами, который приносил бы высокие рейтинги и огромные деньги. В этом плане нужно перенимать опыт из Запада, который не стоял на месте, пока мы делали «Утреннюю почту» и «Сельский час». Посмотрите шоу Деррена Брауна. Да и Копперфильд не случайно является одним из самых богатых людей в мире.

А как вы относитесь к разоблачению фокусов на ТВ? Люди всегда хотят видеть разоблачения.

Фокусники все время спорят между собой о той допустимой грани, когда можно раскрывать секреты фокусов, а когда нет. Есть маньяки, которые вообще против любого раскрытия. Есть те, которые легко делятся секретами. Есть предатели жанра. Есть учителя, популяризаторы. Часто бывает так, что кто-то разоблачает простой (по его мнению) трюк, а другой злится, так как его работает, и этот трюк его кормит. Поэтому единого мнения нет.

Очевидно, что все фокусники против раскрытия секретов. Но парадокс в том, что популяризация фокусов предполагает распространение секретов. Получается такая антиномия: все за то, чтобы секреты сохранялись в тайне, да и сам жанр предполагает это, но при этом все за развитие жанра и за его популяризацию. Я против беспардонного раскрытия секретов в общем доступе. Это подлый способ популярности. Обычно те, кто умеет показывать фокусы – показывает фокусы, а те, у кого руки кривые и отсутствует талант – стремятся прославиться более простыми способами. Ведь для раскрытия секретов особых талантов не требуется. Давайте скажем «НЕТ» распространению секретов в общем доступе.

Как сообщество иллюзионистов относится к разоблачителям фокусов?

С юридической точки зрения повлиять практически никак нельзя. Можно провести разъяснительную беседу. Можно устроить разоблачителю бойкот, выразить свое презрение, но, как правило, это «мертвому припарка». Например, «Человек в маске» из одноименного шоу с раскрытием секретов даже снял маску во втором сезоне. Оказалось, что это довольно средний фокусник из Лас-Вегаса, который вряд ли когда в совей жизни прославился бы на весь мир. Теперь он получил славу Герострата. Его исключили из всех магических сообществ, его прокляли все фокусники, ему выразили бойкот все работодатели. Но вряд ли он рыдает по ночам и раскаивается. Вместо этого он придумал фальшивые отговорки, дескать, я раскрыл старые секреты, чтобы фокусники не ленились придумывать новые. Но это лишь оправдание своего желания прославиться и заработать денег. Причем не самым благородным способом. Это все равно, что сдать армию и сказать: «Я сделал это, чтобы оставшиеся войска лучше учились и стали сильнее».

Есть и более загадочные истории. В свое время один наш соотечественник создал сайт, посвященный разоблачению трюков Копперфильда. Понятно, что правды там было процентов на 70, но тем не менее сайт стал популярен, а потом человек внезапно пропал, сайт закрылся. И даже ходила легенда, что ему позвонил сам Копперфильд и пригрозил такими словами: «Фокусы – это мои дети. Ты понимаешь, на что может пойти человек ради своих детей?». Не удивлюсь, если так все и было на самом деле. Иногда моральное давление работает сильнее и быстрее юридических разборок.

А юридически возможно защитить секреты? Может быть патенты, авторские права?

На практике это едва ли возможно, особенно в нашей стране. Тут материальную собственность сложно защитить, а уж про интеллектуальную я вообще молчу. Во-первых, сложно отследить, кто и что показывает. Во-вторых, патентование само по себе предполагает раскрытие секрета, а это значит, что говорить о сохранении какого-то уникального секрета уже нельзя. Скорее можно закрепить свое авторство, но защитить юридически себя от плагиата или от раскрытия секрета на данный момент едва ли возможно.

Что вы можете сказать про отечественные достижения в области фокусов?

Наши фокусники несколько раз становились чемпионами мира по фокусам и даже брали Гран-При ФИСМ. Это Иван Нечипоренко, Владимир Данилин. Есть фокусники, которые регулярно завоевывают самые престижные кубки, выигрывают конкурсы, например, Вадим Калмыков. В этом году он за одну поездку по Европе привез пять кубков.

Те артисты, которые будут выступать на Конгрессе, также будут иметь возможность принять участие в грядущем чемпионате мира по фокусам ФИСМ. Это что-то похожее на олимпиаду. Проводится только раз в три года, но тоже в разных странах, тоже есть свои «виды спорта», правила, традиции, квоты. К сожалению, в последние годы наши фокусники не завоевывают призовые места на ФИСМ, но я желаю нашим артистам напрячься и «дожать», как спортсменам. И надеюсь, что государство, может быть в лице министерства культуры или общественных фондов, поспособствует развитию иллюзионного жанра в России. Ведь фокусники-чемпионы мира – это гордость нашей страны.

Спасибо Денис! Я тоже надеюсь на возрождение интереса к иллюзионному жанру, который искренне люблю.
Андрей Поляков
 

Заказать выступление

Какой формат выступления вам больше подходит?

Дата мероприятия:

Дополнительная информация и пожелания:

Ваши контактные даные:

Чтобы отправить форму, ответьте, пожалуйста,
кто сидит у фокусника в шляпе? (6 букв).

Благодарим, Ваше сообщение Денису Власову будет обязательно доставлено

{literal} {/literal}